«Петр Первый» 12+

К 350-летию со дня рождения Петра Великого
При поддержке Министерства культуры РФ
Андрей Павлович Петров

ПЕТР ПЕРВЫЙ

Опера в 2-х действиях

Премьера состоялась 1 октября 2022 года

Либретто Натальи Касаткиной и Владимира Василёва

Дирижер-постановщик - лауреат Государственной премии РФ, народный артист России Юрий Кочнев

Режиссер – постановщик - лауреат Международных конкурсов Павел Сорокин (Ростов-на-Дону)

Художник-постановщик - лауреат Международных конкурсов Сергей Новиков (Санкт-Петербург)

Художник по свету - Екатерина Чернощекова

Хормейстеры - Анна Вильперт, Михаил Толчин

Режиссер - Михаил Музалевский

Ассистент режиссера по пластике – Галина Егорова

Помощник режиссера – Татьяна Мишина

Концертмейстеры – дипломант Международного конкурса Ольга Султанова, Елена Пименова,
Александр Ларионычев

Композитор Андрей Петров (1930-2006) — один из немногих мастеров, которые сочетали работу в музыкальном театре, концертно-филармонических и массовых жанрах, рассчитанных на многомиллионную аудиторию. Широкую популярность приобрели его песни «А я иду, шагаю по Москве», «Голубые города», а также киномузыка. Петров является автором музыки к замечательным фильмам – «Берегись автомобиля», «Старая, старая сказка», «Внимание, черепаха!», «Белый Бим Черное ухо», «Служебный роман», «Осенний марафон», «Гараж», «Вокзал для двоих».

Среди его произведений академических жанров - симфонии, симфонические поэмы, инструментальные концерты, вокальные и хоровые произведения.

Опера «Петр Первый» впервые была поставлена в Ленинградском театре оперы и балета имени Кирова в 1975г. и стала наиболее значительным произведением Петрова в сценическом жанре. В своей работе композитор опирался на многочисленные исторические документы, указы и письма Петра, использовал мелодии старинных песен и кантов, что позволило воссоздать характерную атмосферу Петровской эпохи.

В опере Петр показан в решающий период формирования своей личности, в возрасте от 17 лет до 31 года. При этом авторы стремились к исторически достоверной трактовке образа преобразователя России. В спектакле раскрываются и прогрессивная сторона начинаний Петра, небывалый размах его деятельности, и черты самовластного, подчас жестокого молодого царя.

Павел Сорокин (режиссер): «Опера Андрея Петрова – несомненно, одно из интереснейших произведений о «допетербургском» периоде жизни и правления Петра Первого в истории музыкального театра. Это крупномасштабное полотно, достойное лучших сцен мира.

Музыка невероятной наполненности и жизненной правды позволит зрителям перенестись в эпоху формирования первых полков Петра, стрелецких бунтов 1682 и 1698 годов, времени «Великого Посольства», Северной войны и основания новой столицы России – Петербурга.

В центре внимания спектакля — Пётр Первый как личность, — противоречивая, вспыльчивая, мятущаяся, но наделённая невероятной силой и любовью к России".

Возрастное ограничение: 12+

Продолжительность спектакля 2 часа 15 минут

 


КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

Пролог

Юного Петра ждут великие свершения. Богоматерь и Юродивый, как живой символ Руси, станут ему защитой и помогут повести свою огромную державу из тихой гавани в мировой океан. Отныне и навсегда с ним память о прошлом, вера в божий промысел и будущее России.

Фреска I «Софья»

Царевна Софья со своим приверженцем Макарием готовят заговор против Петра. Она боится, что брат лишит ее власти. Макарий обещает Софье склонить стрельцов и народ на ее сторону.

Фреска II «Петр»

В селе Преображенском идут военные учения. Меншиков знакомится с полками. Стрелец Тихон предупреждает Петра о грозящей ему опасности. Петр, его наставник Лефорт и Меншиков скрываются.

Фреска III «Восшествие на престол»

К Петру прибывают перешедшие на его сторону полки. Меншиков и Лефорт просят его стать во главе государства. Петр занимает трон и приказывает заключить Софью в монастырь. Макарий пытается запугать народ, объявив Петра «царем-антихристом».

Фреска IV «Всешутейший собор»

Идет разнузданное веселье. Хозяйкой застолья избрана княгиня Ржевская. В разгар хмельного разгула Петр отделяется от беснующейся толпы. Он окончательно понимает бессмысленность происходящего и решает ехать в Европу – учиться, строить, искать выход к морю.

Фреска V «Амстердам»

В Амстердаме голландец Геррит хвалит искусность и умение царя Московии и вручает Петру грамоту об успешном освоении плотницкого дела. Меншиков хочет уехать в Россию, но Петр решил продолжить свое обучение в Европе. Известие о стрелецком бунте в Москве вынуждает его вернуться на Родину.

Фреска VI «Старая Москва»

В России Петра встречает голод и смута. Государство нуждается в радикальных переменах. Петр мучительно осознает, что реформы невозможно осуществить бескровно.

ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ

Фреска VI «Старая Москва» (продолжение)

В келье монастыря молится царевна Софья. При появлении Петра, она в ярости обвиняет царя в измене. Попытки Петра вразумить сестру не приносят успеха. Бунт стрельцов жестоко подавлен.

Фреска VII «Под Нарвой»

Войско Петра под Нарвой. Солдаты обращают внимание на красивую пленную прачку Марту. Девушка покоряет одного за другим Меншикова и Петра. Петр нарекает Марту православным именем Екатерина.

Приходит известие о разгроме русских войск Карлом XII.

Фреска VIII"Снятие колоколов"

На площади под руководством Петра снимают церковные колокола, чтобы отливать из них орудия. Народ негодует, но решение царя неоспоримо исполняется. Макарий проклинает Петра и намеревается убить «царя-антихриста».

Фреска IX «Покушение»

Ночь накануне битвы. Меншиков сообщает о готовности войск. Марта успокаивает Петра, она готова стать его супругой и царицей России.

Макарий стреляет в Петра, но пистолет дает осечку. Покушение не состоялось.

Фреска X «Битва со Шведами»

Перед решающим сражением Петр обращается к войскам с воззванием. Начинается битва со шведами. Русские войска одерживают победу над врагом. Теперь Россия получила выход к морю. В честь победы царь закладывает камень нового города — Петербурга.

Опера завершается гимном будущему России.

 

Афиша

Все новости и события…